Фотография не существует без референта, но и не принадлежит реальности целиком, обретаясь в мерцании отчасти-фиктивного. Это пограничное положение фотографии между документом и свидетельством и находится в центре внимания сегодняшних дебютантов, учащихся московского Института проблем современного искусства.
Повседневность – это тысяча сборочных линий, нескончаемое производство аффектов. Проблема творческой автономии состоит в том, что каждая точка этого мира – пункт автоматического обмена любого “сейчас“ на “здесь“ и обратно. И вот, в самом повседневном из всех медиа, фотографии, искусство открывает выход к иным темпоральностям, омывающим берега воображемого “Там“. Если молва велит считать, что счастье - там, где нас нет, то молодые художники отправляются искать себя за пределами конвейров массового ликования. Чтобы через хэнд-мэйд эмоции приблизиться к географическому открытию: Здесь – это Там.
Работы Александры Сухаревой вводят в затерянный мир вещей-для-себя. Ослабь деловую хватку: знакомые предметы проявят подавленные их судьбой инструментов характеры. Вещи по собственному желанию бегут статуса предметов, чтобы вновь разыграть пресловутую драму встречи зонтика и швейной машинки над пропастью корневой тайны этого мира, - его вещной природы. И потому фотографии Сухаревой находят свое логическое продолжение в ее инсталляциях и объектах, являющих зияние присутствия Иного в сердцевине банального.
Наблюдение самого пространства как предмета, не внятного рассудку, тематизируется в работах Анны Титовой. Ее фотографии построены по всем правилам неоромантически-возвышенных композиций (сказалась стажировка в знаменитой школе искусств города Глазго). Но это не визионерские “ланшафты души“, а постсовременная версия мифа о Сизифе: страсть к Реальному, поэтизируя неудачу, гарантирует способность в любой момент начать все сначала.
Внутренний опыт как вещь: Валентин Ткач фотографирует фотографии, чтобы напасть на след эфемерного фундамента всех явлений – собственного присутствия в мире. В столкновении энергий притяжения и отталкивания его работы являют ментальную архитектуру перехода между внешним и внутренним, именуемого присутствием. Жест художника оказывается вплавленным между двумя всегда-уже-прошедшими мгновениями, как ископаемое в куске янтаря. Так микрогероическая жертвенность служит художественной воле к истине, этому необходимому элементу удачного произведения искусства.
С.Шурипа |